Бюджет на организацию и проведение ICO зависит от многих факторов, таких как стартовая позиция проекта (компетентность команды, наличие MVP), специфика продукта или того, сколько денег хотите собрать. Значение имеет и время. Если раньше с вложением в $100 тыс. можно было достать $10 млн. (начало—середина 2017 года), то сейчас выйти на коэффициент 1 к 3, — вложил $1 млн., достал $3 млн., — считается вполне неплохим результатом.
Важно отметить, что минимальный бюджет на организацию ICO и реальная сумма, которую сольете на токен сейл — это две разные цифры. Не потому, что план всегда разниться с фактом. Минимальный бюджет — это сумма, которая у вас должна быть на руках, чтобы привлечь первые деньги. А уже их-то вы сможете реинвестировать в маркетинг для лидогенерации и привлечении нужной суммы денег.
Каков минимальный бюджет на организацию ICO? Как раз на этот вопрос совместно с командой Byzantium ICO Agency я и постарался ответить в данной статье. Сразу уточню, что мы не претендуем на истину последней инстанции. Кроме того, приведённые цифры по ценам на проведение ICO актуальны на осень 2018 и впоследствии могут меняться.
Стоимость ICO
— White Paper ($10—60 тыс.)
На качественный White Paper с токеномикой нужно закладывать не менее $10 тыс. При этом верхний диапазон может доходить до $50—60 тыс. На цену влияет технологическая сложность ICO проекта и качество проработки WP. Совет — не экономить, чтобы потом не пролететь с крупными фондами из-за неубедительного WP.
— Сайт ($5—15 тыс.)
За $5 тыс., скорее всего, вы получите хороший, но простенький сайт. Ресурс с качественным веб-дизайном обойдется вам в $7—8 тыс., а с наворотами — вдвое дороже.
— Личный кабинет инвестора ($5—25 тыс.)
Стоимость зависит от функционала кабинета и требований KYC/AML.
— Запуск фирмы / legal ($20—300+ тыс.)
Примерно в $20 тыс. обойдется запуск фирмы в Прибалтике (Эстония) без каких-либо дополнительных лицензий. Однако в нынешних реалиях и на фоне непредсказуемости SEC, экономить на legal — себе дороже. Цена вопроса зависит от количества стран, где хотите привлекать деньги. В Азии, например, почти в каждой стране нужно получать отдельный opinion letter. В результате расходы на legal могут достигать сотен тысяч долларов и это мы не говорим про STO (security token offering).
— PR публикации ($120—240 тыс.)
Бюджет на PR покрытие (с учетом и баннерной рекламы) составляет обычно $30 тыс. в месяц, что при 4 месяцах активной фазы ICO равно порядка $120 тыс. Это оптимальный бюджет на PR. Можно выбрать вариант с покупкой публикаций лишь для иконостаса логотипов СМИ на сайте в блоке Press, но это история нужна при краудсейле. В 2018 году акцент идет на сборы с фондов, которым подавай СМИ Tier 1. Верхний диапазон здесь — порядка $240 тыс. на весь токен сейл.
— SMM и community ($10—30 тыс.)
На рынке можно найти подрядчиков, которые покроют 24/7 за $8 тыс. Впрочем, в полном составе команда комьюнити-менеджеров вам нужна только при приближении Pre-ICO. В итоге, суммарный бюджет на community и SMM может варьироваться в диапазоне $10—30 тыс.
— Маркетинг, контекстная реклама ($100—250 тыс.)
Сильно зависит от проекта, но минимальная разумная цена на маркетинг в месяц — $50 тыс. Для создания базы потенциальных потребителей продукта лучше даже иметь кампанию на $80—100 тыс. в месяц.
— MVP ($100—300 тыс.)
MVP играет значимую роль в ICO проекте. Особенно на него обращают внимание институциональные инвесторы, поэтому скупиться здесь тоже нельзя.
— Конференции / командировки ($50—180 тыс.)
$50 тыс. хватит для поездки 1—2 человек в активные месяцы по роадшоу. На большие конференции (Consensus, BlockShow и пр.) можно командировать по 4 человек для работы в поле. Совет от агентства Byzantium: на поездки/конференции выделять $80—90 тыс. в насыщенные конференциями месяцы и в сумме $150—180 тыс. на весь токен сейл.
— IR блок работ ($20—100 тыс.)
Если ICO проект работает с full-stack агентством, то часто это статья расходов входит в ежемесячную фиксированную стоимость (retainer/operational fee). Если стартап покрывает блок IR самостоятельно, но ставка IR специалиста с опытом и связями — не из дешевых. Кроме того, привлечение топовых коннекторов может стоить десятки и сотни тысяч долларов (может, и до миллиона) при условии, если они обеспечат фактическое привлечение капитала.
— Найм команды ($30—90 тыс.)
Цены на привлечение достойных специалистов варьируются от $30 до $90 тыс. в зависимости от страны, в которой фактически базируется команда ICO.
— Эдвайзеры и амбассадоры ($50—150+ тыс.)
Привлекать эдвайзеров и представителей в разных странах имеет смысл, если они могут выступать в роли коннекторов, помочь проекту с фандрайзингом, разработкой, вопросом безопасности, а также если сыграют хорошую роль в PR кампании, когда их наличие может влиять на выбор проекта сообщества инвесторов. Здесь все довольно индивидуально, поэтому неслучайно верхняя планка указана $150 тыс. с плюсом.
Резюме
Суммируя все статьи расходов и отвечая на вопрос, сколько стоит провести ICO, выходит, что минимальный бюджет, который нужно иметь до запуска ICO — $520 тыс. Если говорить о верхнем, но вполне разумном диапазоне суммарной стоимости проведения ICO, то речь идет о $1,740+ млн.
Читать далее:
— Byzantium ICO Agency: Обзор и интервью с основателем
— Как провести ICO: Инструкция из 42 шагов
— Помощь в провидении ICO: Кто организует ICO под ключ
— Привлечение инвестиций в ICO: Маркетинг ICO под крипто-фонды