Накануне выступил по теме «PR в крипте» в Клубе пиарщиков (спасибо @prmaslennikov за приглашение). Писать здесь конспект самого себя будет высокопарно. Ограничусь размышлениями относительного одного из заданных на встрече вопросов — чем сейчас живет рынок крипто PR и куда он движется?
Всего русскоговорящих пиарщиков, SMM-щиков и маркетологов в блокчейне около 2 тыс. человек. Из них 1,5 тыс. в России, 400 на Украине и оставшиеся в Белоруссии и других странах СНГ. Четверть работает в агентствах, остальные in-house в стартапах.
За последние 12 месяцев на фоне спада сборов ICO из крипты ушло 20-30% маркетологов и пиарщиков. В последние месяцы отток кадров прекратился, из-за всплеска IEO (Initial Exchange Offering).
В настоящий момент среднестатистический крипто-пиарщик работает в стартапе, который либо уже проводил токен сейл (не важно, ICO, IEO или STO), либо вовсе продавать токены не собирается. Как следствие, если раньше цель пиарщиков #1 была — распределить PR бюджет наилучшим образом с точки зрения охвата, то сейчас цель как и в классическом пиаре — получить бесплатные публикации в СМИ.
В этом смысле, блокчейн стал одной из популярных технологией, такой же как AI или IoT. Контраст между крипто-пиаром и IT/Global PR размывается и в ближайший год размоется совсем.
Спрос на пиарщиков токен сейлов, вероятно, снизится (из-за сокращения сейлов как таковых; в долговечность хайпа IEO не верю). А вот спрос на продуктовый международный PR в худшем случае останется как сейчас, в лучшем случае — вырастет.