Initial coin offering(ICO) или первичное размещение токенов — это механизм привлечения внешнего финансирования путем эмиссии цифровой валюты при помощи технологии блокчейна. Все большее число компаний и частных лиц используют этот способ для получения оборотных средств необходимых для развития бизнеса. Большая часть первичных размещений приходится на долю компаний из сферы интернет технологий, но стартапы из таких областей, как здравоохранение, туризм или энергетика, также применяют ICO для запуска проектов.
По данным рейтинговой платформы icobench.com, на середину 2021 года с помощью ICO было собрано более 27 миллиардов долларов США.
В зависимости от условий конкретного выпуска созданные токены могут предоставлять своим владельцам различные возможности, такие как:
- участие в управление компанией;
- право на определенную долю дохода или прибыли бизнеса;
- возможность получать проценты за инвестированные средства;
- возможность возвращать инвестированные средства и получать дополнительный доход за счет выкупа токенов;
- право продавать токены другим лицам.
Для реализации этих прав и возможностей используют 3 вида токенов имеющих разный правовой статус и обеспечение:
- Утилитарные токены: наиболее распространены, дают право выкупа токена за продукт или услугу после их разработки. К служебным токенам не прилагается никакого права собственности.
- Токены безопасности: как правило позволяют участвовать в деятельности компании, их оборот регулируется законодательно.
- Токены криптовалюты: универсальное хранилище ценности или средство обмена токенов. С точки зрения налогообложения криптовалютные токены подпадают под действие законов об активах в большинстве юрисдикций. Самым известным криптовалютным токеном является биткоин.
Типы ICO
Привлечение активов в рамках ICO проходит в формате частного или публичного размещения.
Частные ICO
В частных первичных размещениях токенов участвуют только аккредитованные инвесторы(финансовые учреждения и состоятельные физические лица), как правило при этом устанавливается общая сумма минимально необходимых вложений, если она не будет достигнута, все средства возвращаются инвесторам.
Публичные ICO
Публичные ICO ориентированы на широкую публику. Это открытая и демократичная форма инвестирования, принять в ней участие может любой человек у которого есть доступ в интернет и электронный кошелек с цифровыми активами. Большинство стартапов выбирают этот вариант привлечения средств, поскольку он открывает доступ к неограниченному кругу инвесторов.
Для чего проводят ICO
С точки зрения предпринимателя, ICO привлекательны тем, что дают возможность получить быстрое финансирование компании на любой стадии ее развития, при почти нулевых транзакционных издержках. Более того, можно провести первичное размещение токенов задолго до запуска бизнеса, имея в активе лишь его проект и получить доступ к глобальному рынку инвесторов. По сути, для сбора средств достаточно иметь хорошую и проработанную идею или бизнес план. При этом источники финансирования не ограничены институционально и географически, в принципе, любой человек, компания, паевой или инвестиционный фонд могут приобретать заинтересовавшие их токены.
Как и зачем продвигают ICO проекты
Очевидно, что успех первичного размещения токенов складывается из двух составляющих: интересной и реализуемой идеи и компании по продвижению проекта. Качество и охват аудитории имеют ключевое значение для проведения ICO, если не донести до потенциальных инвесторов выгоды и преимущества проекта — требуемые для его запуска средства собрать не получиться.
В большинстве случаев продвижение ICO необходимо начинать сразу после того как будет сформулирована концепция проекта. При этом необходимо подробно и четко сформулировать этапы развития бизнеса, описать его и объяснить за счет чего и каким образом инвесторы получат прибыль. На 2021 год существует более 1500 криптовалют и десятки тысяч основанных на них ICO и завоевать доверие людей, задача непростая. Дополнительно, продвижение ICO затрудняется тем, что многие крупные площадки, такие как Яндекс, Google, Facebook и Instagram запрещают или ограничивают его рекламу. Несмотря на это, есть много действенных инструментов которые позволяют донести информацию о стартапе до инвесторов и собрать деньги на его развитие.
Устоявшаяся практика продвижения ICO включает в себя следующие этапы:
- создание сайта и продвижение его в поисковых системах;
- создание и настройка платных рекламных компаний в РСЯ, Google AdWords и т.д. с учетом налагаемых ими ограничений;
- продвижение бренда через аккаунты в социальных сетях, популярных у целевой аудитории: FB, VK, Instagram, Telegram, Bitcointalk, Twitter, Habr, Reddit.
- рассылка информационных материалов по электронной почте, важно правильно таргетировать ее и не превратить в спам;
- видеомаркетинг, в том числе создание положительного образа проекта через топовых блогеров YouTube;
- airdrop и bounty кампании по раздаче бесплатных токенов в обмен на выполнение пользователями различных действий;
- попадание в списки ведущих платформ листинга ICO (как правило услуга платная) — повышает доверие со стороны инвесторов.
Успешные ICO-проекты в 2020-2021 годах
Активное развитие сферы децентрализованных финансов(DeFi) в 2020 году вызвало приток новых инвесторов на рынок криптовалют. Это в свою очередь привело к резкому росту капитализации и доходности новых ICO проектов.
Polkastarter — это сервис децентрализованного обмена валют с множеством дополнительных функций. За первый месяц работы проекта в декабре 2020 года его основателям удалось привлечь 850 тысяч долларов. К середине 2021 года эта цифра выросла до 20 миллионов долларов, собранных при поддержке частных вкладчиков и крупных криптофондов, таких как NGC Ventures, Moonrock Capital, Signum Capital и Astronaut Capital.
Student Coin — цифровая экосистема с помощью которой любой пользователь может быстро создавать собственные токены и управлять ими. Заявленная планка сборов в 21 миллион долларов была достигнута за 58 дней, на неделю раньше расчетного срока.